ПРОГРАММА
Государственного бюджетного учреждения города Москвы
«Центр досуга и спорта Обручевский»

«Обручевский район –
поликультурное пространство детства»
(подпрограмма окружной программы Юго-западного административного округа г. Москвы
по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию
народов России)

Поликультурность пространства жизнедеятельности человека в современных условиях стала неотъемлемой чертой современного мира. Специфично ее преломление в сфере образования, культуры и досуга.

Проблема развития поликультурного воспитания не является чисто российской, она присуща образовательной практике самых разных государств, подтверждает ее масштаб, значимость и остроту. Речь идет о существенных изменениях в требованиях к результатам воспитания современного подрастающего поколения, о безотлагательной необходимости формировать готовность и способность к жизни в открытом обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп, а, следовательно, носители разных культурных традиций.

В современных социокультурных условиях формирование и развитие поликультурной личности в многонациональном социуме занимает ключевые позиции. Однако вопросы способности личности к эффективному взаимодействию при реализации ее потенциала в условиях поликультурности остаются актуальными и занимают одно из основополагающих мест в образовании, культуре, молодежной политике.

Феномен поликультурности и особенности развития современного социокультурного пространства в условиях Обручевского района возлагают сложный комплекс задач по воспитанию детей и молодежи в духе уважения к нравственным истокам, историческому опыту, культурным традициям.
Под поликультурностью нами понимается интегральное системное понятие, охватывающее все стороны жизнедеятельности человека и социума, ориентированное на хранение, приумножение и трансляцию этнокультурного наследия территориального субъекта посредством образования на всех его уровнях, направленное на формирование личности, активно взаимодействующей в мультикультурном пространстве и ориентированной на организацию и обеспечение ее жизнедеятельности на основе межкультурной коммуникации в условиях диалога культур.

Поликультурное воспитание - есть активная социально-педагогическая среда, предполагающая одновременное существование нескольких ценностных и целевых оснований и перспектив, доступных каждому субъекту воспитательного пространства, а также диалог между ними; поликультурное воспитание - есть социально-образовательная и воспитательная политика и практика, основанная на приоритете социально-ценностных форм содержания, средствах их постоянного диалога, и обеспеченная демократическими механизмами выработки и реализации решений.

В этой связи важной составляющей поликультурного воспитания в Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Центр досуга и спорта «Обручевский» становятся социально-педагогические условия, полнота реализации которых обуславливает успешность формирования поликультурной личности в современном социуме.

К числу таких условий мы относим создание развивающей социокультурной, образовательной среды, способствующей личностному саморазвитию детей и молодежи в условиях формирования поликультурной компетентности.

В настоящее время «Центр досуга и спорта «Обручевский» располагает широким инструментарием формирования поликультурной личности, компонентами которого являются:
а) разработка поликультурного пространства детства;
б) реализация ключевых культурно-досуговых акций с этнокультурным компонентом, в числе которых «Русский язык как основа формирования российской идентичности», «История и культура народов, живущих в России и ее столице», проведение различных этнокультурных конкурсов среди жителей Обручевского района и др.;
в) внедрение в поликультурный процесс программ духовно-нравственного воспитания личности детей и юношества с опорой на духовное наследие народов, проживающихся на территории Обручевского района.

Развитие у детей и молодежи района мотивации к достижению успеха, эффективной информационной коммуникативности и культуры межличностного взаимодействия, которые реализуются в районе в разных формах и мероприятиях:
а) организация разнообразных форм поликультурного воспитания в детско-юношеских объединениях Центра;
б) реализация инновационных форм организации поликультурного воспитания детей и молодежи в Центре:

  • экологические и культурные маршруты и экскурсии на территории Обручевского района;
  • организация разноуровневых культурно-досуговых и празднично-игровых проектов.

Безусловно, накопленный опыт в районе является многоплановым и разнообразным по форме и содержанию.
Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение».
В этой связи Центр ставит перед собой такие цели как:
а) способствование повышению культуры личности детей и молодежи;
б) стимулирование их познавательного интереса;
в) формирование корпоративной культуры детей и молодежи;
г) развитие профессиональных навыков детей и молодежи;
д) способствование формированию российской идентичности.


Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:

  • социокультурной идентификации личности;
  • освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
  • воспитания положительного отношения к культурному окружению;
  • развития навыков социального общения.

Программа работы Центра включает в себя не только культурно-досуговую образовательную часть, такую как лекции и семинары по истории и культуре России, Москвы, округа, района, участие в разнообразных конкурсах и конференциях, подготовку и проведение научных конкурсов и исследований среди детей и молодежи, организацию поездок, но и культурную и творческую части.

Основными критериями поликультурной личности выступают: готовность и умение жить в ситуации межнационального общения и сотрудничества с представителями других национальностей; сочетание национального самоопределения с установлением добрососедских отношений с другими народами; стремление повысить общую культуру за счет взаимного обогащения опытом духовного развития, освоения достижений науки и культуры других народов.
Поликультурная направленность предполагает расширение социальных контактов и связей учреждений социальной сферы, усиление системы самоуправления, самоорганизации детей и взрослых, стимулирует внимание родительской общественности к работе «Центра досуга и спорта «Обручевский».

Основное содержание

Пути, способы, формы реализации содержания

Ожидаемые результаты

Формирование у детей интереса к своей семье, ее традициям, предкам

Совместное времяпрепровождение детей и родителей:

· творческие конкурсы и проекты, семейные праздники в микрорайоне

· организация встреч, выездов, экскурсий, в которых принимают участие семьи района (Клуб выходного дня «Долина чудес»)

· Проявление у детей интереса к своим предкам, семейным традициям, ценностям, реликвиям.

· Лучшее понимание себя и других, толерантность в поведении.

Расширение социальных контактов Центра с учреждениями социальной сферы.

Реализация поликультурной составляющей культурно-досуговой деятельности, возможность проявления детьми толерантности, знания и понимания многообразия культур мира.

Участие Центра в играх, конкурсах, Фестивалях, социально-значимых проектах поликультурной направленности.

Формирование системы самоорганизации детей и молодежи.

Постепенный переход к формированию районного детско-юношеского органа самоуправления.

Организация деятельности органов самоуправления.

Формирование открытой муниципальной социокультурной системы.

Стимулирование деятельности Центра как открытой к взаимодействию, связям, контактам с общественными организациями, родителями и пр.

Постоянное информационное обновление сайта Центра.

Улучшение качества культурно-досуговых услуг, предоставляемых Центром.

Диагностирование результативности выполнения состоит в отслеживании изменений отношения детей и молодежи к своей семье, родителям, происходящему в социуме, в поведении, проявлении активности в разных сферах культурно-досуговой деятельности, предполагается расширение социальных контактов Центра, увеличение ее открытости.